Работа натурщиц на протяжении истории всегда была важным аспектом художественного творчества. Эти женщины помогали художникам усовершенствовать технику изображения человеческого тела и углублять понимание пропорций. В Советском Союзе профессия натурщицы имела свои особенности, делая её как сложной, так и недооцененной.
Умение сохранять одну позу в течение продолжительного времени требовало не только физической выносливости, но и психической устойчивости. Несмотря на распространенные стереотипы, художники предпочитали работать с моделями, обладающими различными внешними данными, акцентируя внимание на оригинальности, а не на стандартной красоте.
В СССР натурщицы официально назывались «демонстраторами пластических поз», и их средняя месячная зарплата варьировалась от 80 до 120 рублей. Это была не самая престижная профессия, и общественное мнение осложняло привлечение новых моделей. В большинстве случаев на эту работу шли студенты или люди, искренне увлеченные искусством. Благодаря этому в профессию приходили действительно преданные делу личности.
Роли натурщиц, особенно тех, кто позировал обнаженным, оплачивались немного выше, но найти подходящие кандидатуры было сложно. Те, кто завоевывал признание среди известных художников, имели возможность работать в частных мастерских, где условия были гораздо более благоприятными, чем в учебных заведениях.
Эта работа предполагала максимальную естественность и умение находить общий язык с профессиональным сообществом. Взаимодействие между художником и моделью чаще всего оставалось деловым, что минимизировало эмоциональную близость. Лишь немногие переходили к неформальному общению, и то только в определенных кругах.
Мнения выпускников художественных вузов подтверждают, что способность максимально абстрагироваться от личного восприятия модели играла решающую роль в создании качественного произведения. Таким образом, натурщицы становились неотъемлемой, хоть и часто незаметной частью художественного процесса, сообщает источник..