Каждый четвертый российский бизнес считает себя частью креативных индустрий

16.07.2025, 15:00 , Светлана Семиноженко

Об этом свидетельствуют результаты исследования ПРИМ, которое совместно проводят Сбер, ФОМ и Минэкономразвития России. По данным опроса, 25% предпринимателей в России идентифицируют свой бизнес с креативными сферами, причем женщины делают это чаще мужчин.

Около трети респондентов знакомы с понятием «креативные индустрии» и связывают его с творчеством (38%), рекламой (17%) и новыми технологиями (13%). В течение прошлого года 71% предпринимателей сталкивались с задачами, требующими креативного подхода, например, при создании визуального контента для продвижения товаров и услуг (42%).

Такие выводы содержатся в исследовании «Предприниматели России: мониторинг ситуации» (ПРИМ), которое Сбер проводит ежеквартально совместно с фондом «Общественное мнение» и Минэкономразвития.

Анатолий Попов, заместитель Председателя Правления Сбербанка, отметил:

«Наш анализ показывает, что 71% предпринимателей ежегодно решают задачи, связанные с креативом. Наиболее часто это создание визуальных материалов для маркетинга. При этом 42% бизнесменов стараются выполнять эти задачи самостоятельно, а треть из них сталкиваются с трудностями. Основные проблемы — нехватка профессиональных навыков у самих и сотрудников, ограниченность бюджета и дефицит креативных идей».

В ответ на эти вызовы Сбер запустил GIGA-ассистента — интеллектуального помощника на базе нейросетевых технологий, который уже доступен нескольким сотням тысяч предпринимателей через интернет-банк. Он помогает автоматизировать важные бизнес-процессы: генерировать текстовые материалы для маркетплейсов, обрабатывать отзывы клиентов, придумывать акции и кампании.

Также ассистент предоставляет персонализированные рекомендации и аналитические данные по продажам. Он значительно сокращает рутинную работу — от написания писем до создания интернет-магазинов — в диалоге с владельцем бизнеса. В ближайшее время планируется расширить доступность GIGA-ассистента для всех российских предпринимателей, ведь использование генеративного ИИ уже сейчас существенно облегчает работу в сфере креатива и повышает эффективность бизнеса.

Кроме того, 57% опрошенных привлекали сторонних специалистов для выполнения креативных задач. Владельцы бизнеса отмечают как преимущества — возможность привлечь новых клиентов и укрепить репутацию — так и недостатки — возможное низкое качество работы или непонимание специфики их бизнеса. Еще 20% тех, кто ранее не сотрудничал с фрилансерами, выразили желание начать.

Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития России, прокомментировала:

«По результатам исследования ПРИМ лишь треть предпринимателей слышали о креативных индустриях, однако уже каждый четвертый считает свой бизнес связанным с этой сферой. Даже при низком уровне осведомленности многие связывают свою деятельность с созданием уникального контента, дизайном или инновационными решениями. Также наблюдается высокий спрос на креативных специалистов: 57% предпринимателей уже работали с ними и 40% планируют продолжать сотрудничество. Это связано с очевидными преимуществами: такие партнерства помогают привлекать новых клиентов, укреплять бренд и повышать качество продукции».

Помимо данных о креативных секторах исследование также дало представление о настроениях российских предпринимателей в целом. Так, более половины (54%) владельцев ИП и ООО оценивают свое финансовое положение как удовлетворительное. Около 42% ожидают его стабильности в ближайшем году, а 27% надеются на улучшение.

Большинство (69%) бизнесменов не планируют кардинальных изменений — ни расширения, ни сокращения деятельности. В то же время 20% собираются развивать бизнес дальше; среди них больше молодых предпринимателей в возрасте 18–39 лет (30%) и тех, кто оценивает свои финансы как хорошие (35%).

Государственная поддержка остается важной для развития малого бизнеса: наиболее востребованы специальные налоговые режимы (52%), льготное кредитование (38%), налоговые льготы (27%) и гранты (25%). Женщины-предприниматели чаще интересуются налоговыми режимами и программами обучения.

Наемные сотрудники есть у 63% владельцев бизнеса. Основные методы их удержания — гибкий график работы (52%), компенсация транспортных расходов (37%) и возможности профессионального роста (35%). В основном мотивация сотрудников осуществляется денежными поощрениями (85%), благодарностью (56%) и конструктивной критикой (43%).

Исследование охватило 614 владельцев ИП и ООО — тех, для кого предпринимательство является основным занятием. Опрос проводился по телефону методом CATI с погрешностью не более 4,8%.