Почему машинисты долго не живут: расплата за преданность железной дороге

11.02.2025, 02:30 , Дмитриева Анастасия

К сожалению, преданность профессии машиниста часто оборачивается недолгой жизнью после выхода на пенсию, а порой и вовсе лишает возможности до нее дожить. Машинисты прекрасно осознают риски для здоровья, но для тех, кто далек от этой сферы, стоит рассказать о сложностях этой работы и ее влиянии на продолжительность жизни, пишет источник

Прежде всего, это тяжёлые физические нагрузки. Локомотивы создают мощные вибрации от движения по рельсам и работы силовых агрегатов: тяговых электродвигателей, компрессоров, а у тепловозов – еще и дизельных установок с генераторами. Постоянный шум не только негативно влияет на слух, но и оказывает давление на нервную систему, вызывая хроническое напряжение.

Существует и фактор низкочастотного электромагнитного излучения, особенно на электровозах. Контактная сеть, тяговые электродвигатели, инверторы, высоковольтные кабели – всё это создает поле, воздействующее на головной и спинной мозг. Несмотря на экранирование кабин, полная защита невозможна.

График работы машинистов крайне нестабилен. Смены могут начинаться затемно и заканчиваться вечером, или наоборот. Формально установлены нормы: не более 12 часов работы и минимум 16 часов отдыха, но такой “плавающий” режим бесследно не проходит. Со временем он проявляется в виде хронической усталости, проблем со сном и ухудшении общего состояния организма. Добавьте к этому многочасовое сидячее положение, и станет понятно, какой урон получает здоровье.

Но не только физические факторы играют роль. Психологическое давление в этой профессии колоссально. Машинисты постоянно испытывают стресс. Обычные рейсы могут преподнести непредсказуемые ситуации: технические неисправности, требующие быстрого устранения, или страшные инциденты вроде столкновений на переездах или наездов на людей. Все это происходит в условиях постоянных радиопереговоров с диспетчерами, инструкторами и руководством депо, а также под пристальным вниманием ревизоров и корпоративной системы контроля. Атмосфера в коллективе зависит от конкретного депо, но давление со стороны начальства, к сожалению, не редкость.

Всё это приводит к тому, что средняя продолжительность жизни машинистов составляет около 50 лет, при том что пенсия наступает только в 55. Какой вывод можно сделать? Несмотря на тяжелые условия, люди, посвятившие себя этой профессии, искренне любят свое дело. Они идут на жертвы ради железной дороги, осознавая все риски, и за это им стоит выразить искреннее уважение.