В 2024 году поезда в России стали ехать медленнее: средняя скорость снизилась до 35,7 км/ч, что является показателем уровня 1992 года. Об этом сообщил Михаил Глазков, замгендиректора РЖД, в комментарии «Известиям». Он объяснил ситуацию беспрецедентным избытком вагонов, который превышает потребность в полтора раза. Однако, по мнению источников в отрасли, истинные причины кроются в инфраструктурных проблемах, таких как ремонты и нехватка локомотивных бригад, пишет источник
В начале 2025 года на сети РЖД находилось 1,382 миллиона вагонов, в то время как потребность оценивается в 970 тысяч. Каждый лишние 50 тысяч вагонов снижают скорость на 1-2 км/ч и требуют значительных дополнительных ресурсов. Особенно остро проблема стоит на Восточном полигоне, где перегруженность приводит к заторам.
По мнению Александра Котова из NEFT Research, снижение скорости связано скорее с внутренними проблемами РЖД, чем с вагонным переизбытком. На фоне этого объем погрузки в 2024 году упал на 4,1%, а финансовое положение компании ухудшилось настолько, что инвестиционная программа на 2025 год была урезана почти в полтора раза, в том числе на приоритетном Восточном полигоне. Таким образом, РЖД столкнулись с комплексным кризисом, требующим пересмотра стратегии и инвестиционных приоритетов.