Маркетинговые исследования в Сербии

Для того, чтобы эффективно работать на рынке той или иной страны, нужно хорошо ориентироваться в местных особенностях. Это связано с тем, что потребительские предпочтения и барьеры сильно разнятся от страны к стране. Даже если мы говорим о соседях с похожими народами, языками и тесными связями, различия могут быть весьма существенными, и это влияет на результат экспортного проекта.

Рассмотрим две соседние страны – Сербию и Хорватию. Рядом находящиеся государства с общей историей, языком и так далее. При этом работа на их рынках требует совершенно разных умений и компетенций.

Основной «объем» особенностей, конечно же, обусловлен тем, что Хорватия входит в Евросоюз, а Сербия – нет, хотя и многие года является кандидатом на вступление туда, а потому в значительной части гармонизировала свое законодательство с точки зрения требований Европейского союза.

Но есть и значительный пласт иных отличий, который совсем не связан с членством в том или ином союзе. Это и разный менталитет, что проявляется в особенностях выстраивания бизнеса, проведении переговоров, принятии решений, и разная структура производственного сектора, что влияет на состав импорта данных стран, и совершенно несопоставимое потребительское отношение к русскому бизнесу и продукции. В целом отмеченные факторы и условия, чаще всего, обусловливают выбор нашим бизнесом для организации экспорта Сербии.

Не удивительно, что по итогам 2021 года экспорт из России в Сербию в полтора раза превысил поставки в Хорватию. В текущем году данная диспропорция будет еще более выраженной, учитывая торговые санкции стран Еврозоны.

Поэтому для адресного попадания в потребности целевой аудитории в выбранной стране в целях развития экспортной деятельности, правильного выстраивания работы с каналами продаж, выполнения всех требований местного законодательства (а они в Сербии часто весьма специфичны) нужно собрать достаточно большой массив информации и обработать его для принятия верных управленческих решений. Это серьезно сэкономит время относительно метода «проб и ошибок», который, к тому же, гораздо более рискованный. Основным инструментом здесь может выступать маркетинговое исследование, которое нужно будет провести по конкретному товарному рынку Сербии.

Если говорить о том, как правильно его организовать, то лучше данный вопрос адресовать профессионалам по работе с сербскими рынками. Сделать анализ рынка удаленно, так называемыми кабинетными методами, не всегда получится. Часто нужно собирать информацию «с полей», особенно если мы говорим о рынках промышленных товаров. Поэтому маркетинговое исследование рынка Сербии следует тщательно планировать и готовить.