Дочь Вагиза Мингазова разрушает исторический памятник, наплевав на все порядки

Владелица здания бывшей гордумы 1853 года постройки в Арске не слушается ни районные, ни республиканские власти, ни прокуратуру.

Как сообщает портал Kazanfirst, очередной скандал, связанный со сносом объекта культурного наследия, разгорается в Татарстане. На этот раз в Арском районе республики. Под угрозу уничтожения попало здание городской ратуши на улице Интернациональной, возведенное 166 лет назад.

Первым о сносе объекта рассказал Телеграм-канал «Архитектурасы». После публикаций работы на объекте были остановлены, но ненадолго. Накануне рабочие вновь приступили к демонтажу третьего этажа: полностью сняли кровлю, разрушили мезонин, аккуратно разобрали старинные кирпичи и сложили их рядами на земле.

«Не успели мы успокоиться, что разрушение городской ратуши в Арске остановлено, - рабочие опять разбирают старинный памятник. Вот такой беспредел баев в районах, которые считают себя выше закона и не боятся полиции и правительства», - говорится в посте, опубликованном в Телеграм-канале.

Собственник исторического здания - дочь бывшего депутата Госсовета республики и руководителя некогда крупнейшего агрохолдинга «ВАМИН» Вагиза Мингазова Фардия Закирова получила 12 ноября предупреждение от Комитета Татарстана по охране объектов культурного наследия остановить демонтаж. Но ослушалась. С утра 13 ноября, после звонка председателя ведомства Ивана Гущина в местное отделение полиции, рабочих задержали, а на место из Казани выехала комиссия охранников старины, которая обнаружила возле объекта тяжелую технику. К их появлению успели спасти деревянное окно, которое держалось на одном фрагменте каменной стены, вместо исторического пристроя был возведен новый - из современного кирпича. Разбор старейшего здания Арска вновь был остановлен.

Оперативно предоставить проектную документацию представитель собственника не смог. Это при том, что он должен был заранее согласовать работы по реконструкции с властями. Но структуры, близкие к Вагизу Мингазову, не сочли это нужным и приступили к работам, ни у кого не спрашивая на то разрешения.

- Мы вчера написали официальное письмо в прокуратуру Татарстана, направили предписание собственнику о том, чтобы он незамедлительно приостановил работы, - рассказывает Иван Гущин в беседе с KazanFirst. - Мы говорим собственнику: «Останови работы», а он в мягкой форме нам отвечает: «Мы все равно их продолжим!» - полное неадекватное восприятие ситуации, разбирается историческое наследие, они не слушаются даже прокуратуру!

По его словам, сейчас владелец объекта утверждает: не знал, что имеет дело с памятником архитектуры. Однако еще в сентябре исполком Арского района официально уведомил Закирову о необходимости остановить строительные работы и предупредил, с каким объектом она имеет дело. Чиновники рекомендовали обратиться за разрешением в республиканский комитет. Но заявка туда так и не поступила.

- Мы это трактуем как незаконные работы на объекте культурного наследия, причем имеются соответствующие повреждения, а это уже не просто «административка», а уголовная ответственность, - предупреждает Гущин.

Ситуация с разбором старейшего здания Арского района взята на контроль аппаратом прокуратуры Татарстана, где незамедлительно организовали свою проверку. Собственник не принял во внимание требования не только комитета, но и надзорного ведомства. Об этом KazanFirst сообщил старший помощник прокурора республики Руслан Галиев. Этим действиям будет дана правовая оценка. Прокуратура также будет оценивать ущерб, причиненный памятнику.

В свою очередь специалисты комитета планируют организовать работу по проведению историко-культурной экспертизы здания, чтобы впоследствии включить этот объект в реестр памятников. Пока же он носит статус выявленных объектов культурного наследия, который ему присвоили в 2002 году. Но, как заверяет Иван Гущин, закон одинаково требует сохранности как самих памятников, так и вновь выявленных. Со своей стороны руководитель ведомства обещает предпринять все юридические меры, чтобы заставить собственника вернуть зданию исторический облик.

- С точки зрения административного и уголовного производства мы вызвали ее (Закирову. - Ред.). на составление протокола в комитет. Если и это не остановит, дело перейдет в судебную плоскость, - предупреждает Гущин. - Чем дальше, тем больше они загоняют себя в некий угол, это путь в никуда. Мы эту работу доведем до конца. Однозначно этот объект ценен не только для Арского района как в архитектурном, так и в историческом плане, поэтому мы не можем его терять ни в коем случае из-за прихоти собственника. Фактически его действия подпадают под 243-ю статью УК РФ (Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия, памятников истории и культуры).

Глава Арского района Ильшат Нуриев, комментируя ситуацию в разговоре с KazanFirst, признает, что произошедшее - это и его ошибка. Он пообещал поговорить с сотрудниками арской полиции, чтобы они во время несения дежурства проверяли обстановку на объекте и не допустили повторения возобновления незаконных работ. По его словам, собственник уверил местный исполком, что разбирать здание дальше не будет и ему рекомендовали нанять лицензированную организацию, заказать проект и согласовать с властями, а также закрыть крышу от дождей и снега. Упрямство собственника у Нуриева так же вызывает недоумение.

- Почему они себя так ведут? Мы будем силовыми методами их вынуждать, чтобы они объект привели в порядок и работы ими велись согласно проекту, который им сначала должен согласовать комитет, - говорит глава района. - Мы ведь живем в правовом государстве и не дадим им снести! Проект он нам до сих пор не предоставил. Такой объект ценен для любого района, потому что их у нас и так не много, Арский район - это колыбель Тукая, Шаляпин у нас учился, поэтому мы должны дорожить своим наследием.

Здание городской ратуши Арска было построено в 1853 году. В начале XX века в нем на первом этаже размещалось одноклассное женское училище, на втором - городская дума. В ноябре 1917 года в этом здании была провозглашена советская власть в Арской волости. В последние годы на первом этаже располагался магазин, остальные пустовали.