Как починить кондиционер в машине: советы от курсов автомехаников
Как отремонтировать кондиционер? Что делать, если он плохо охлаждается, плохо пахнет или вообще не работает? Вот несколько советов по эксплуатации и обслуживанию системы кондиционирования воздуха, чтобы она всегда работала в непредсказуемую жаркую погоду.
Если наш автомобиль оборудован кондиционером, было бы хорошо, если бы он работал. Каждый, кто ездил на автомобиле с кондиционером, знает, какое это замечательное изобретение.
Правильная температура в салоне позволяет нам меньше уставать при вождении в жару, у нас быстрее реакция и мы лучше концентрируемся на дороге, чтобы безопасно добраться до места назначения.
К сожалению, кондиционер не требует технического обслуживания и время от времени нуждается в сервисе! Если вы вообще не ухаживали за ним в течение нескольких лет, неудивительно, что он хуже охлаждается. Хуже того, езда с неисправным кондиционером становится неприятной: вентиляция работает плохо, а в дождь пар становится другом окон.
Полумеры не работают!
Некоторые водители успешно – как им кажется – используют трюк для снижения температуры в машине, когда кондиционер отказывается работать. Что это такое? Они переключают циркуляцию воздуха на внутреннюю, запускают кондиционер и... Действительно, разница заметна. Холодный воздух не выходит наружу, он циркулирует внутри, постепенно охлаждаясь. Есть только одно важное «но» – используя кондиционер таким образом, мы дышим одним, замкнутым воздухом, который содержит все меньше кислорода и все больше микробов для которых вентиляционная система нашего автомобиля — это уютный дом. В конечном итоге это не останется безразличным для нашего здоровья!
Давайте отремонтируем кондиционер
Прежде всего, необходимо начать с диагностики проблем, которые видны невооруженным глазом. Прежде всего, обратите внимание на салонный фильтр. Если он находится в плохом состоянии (засорен, загрязнен), замените его на новый – это обойдется вам в десятки злотых и несколько минут работы.
В идеале, состояние системы кондиционирования воздуха в вашем автомобиле должно проверяться в специализированной мастерской. Если наш кондиционер страдает только от нехватки холодильного агента (это настолько летучее вещество, что даже из полностью исправного кондиционера за год в атмосферу улетучивается несколько десятков процентов хладагента), можно рискнуть воспользоваться стандартной услугой любой мастерской, где есть так называемая установка для заправки жидкости кондиционера.
У таких устройств есть свои преимущества: их эксплуатация настолько проста, что после короткого обучения практически любой начинающий механик сможет ими управлять, а кроме того, мы будем знать, по крайней мере, герметична ли система. Если это не так, устройство должно обнаружить утечку, и просто не заполнит систему. Однако очень часто случается, что система кондиционирования в старом автомобиле, которому несколько лет, на эффективность которой мы не слишком рассчитываем, после заправки работает идеально. Это стоит проверить.
Однако специалисты по кондиционированию воздуха предостерегают от использования только автоматической заправки хладагента. Такое решение не всегда гарантирует, что компрессор смазан должным образом, и, кроме того, в системе кондиционирования воздуха есть и другие компоненты, которые нуждаются в периодической замене, например, осушитель, который необходимо проверять и заменять каждые 2–3 года. Кроме того, после каждой утечки в системе она обычно подлежит замене.
Как отремонтировать?
Система кондиционирования воздуха — одна из систем автомобиля, которую не следует ремонтировать с использованием бывших в употреблении компонентов. Детали кондиционера (а также компоненты системы охлаждения двигателя), если их не использовать, довольно быстро ржавеют. Вероятность того, что мы сможем восстановить систему кондиционирования из подержанных компонентов или что мы сможем купить целую систему от другого автомобиля и установить ее в наш, который никогда не был оснащен кондиционером, очень мала! В последнем случае возникают и другие проблемы: блок управления двигателем может быть не готов к дополнительной нагрузке, вызванной работой кондиционера, и, скорее всего, возникнут проблемы с подключением самого блока и его управлением. Если вы хотите автомобиль с кондиционером, покупайте автомобиль с кондиционером с завода!
Кондиционер старого образца на свалку?
Могут возникнуть проблемы с обслуживанием кондиционеров, адаптированных к старому типу хладагента (R22), т. е. фреона. Это считается вредным для окружающей среды, и в настоящее время мастерские по производству кондиционеров – по крайней мере, в теории – не имеют права покупать его. Вместо него, был изобретен экологически чистый хладагент для замены фреона (R22), но из-за своей высокой летучести он плохо работает на практике.
Давайте не будем так быстро сдаваться! Хотя теоретически R22 больше не продается, многие гаражиóсвоевременно легально получили большие запасы фреона и теперь просто распродают его.
Это не значит, что когда мы начнем спрашивать по телефону, заправят ли они наш старый кондиционер фреоном, все тут же предложат такую услугу. Будет лучше, если мы без комментариев отправимся в мастерскую и закажем дозаправку системы. Конечно, нам даже не нужно ехать в гараж быстрого обслуживания! А как определить, требуется ли кондиционеру старый или новый тип хладагента? Просто ищите надпись (наклейку) с символом R22 или R134a. Последний символ означает, что кондиционер предназначен для хладагента, обычно встречающегося на рынке, т. е. R134a.
Неэкономичное преобразование
На курсах автомехаников https://tech-school.ru/technical-service/repair-cars/car-mechanic-basic-medium говорят о том, что, конечно, старый кондиционер может быть модернизирован с использованием обычных хладагентов. Однако это требует замены всех уплотнений и резиновых деталей. За такую услугу и необходимые детали мы заплатим крупную сумму. Таким образом, это инвестиция – учитывая, что речь идет об автомобилях, выпущенных в первой половине 1990-х годов или даже раньше – совершенно нерентабельная. Уже сейчас лучше – как можно дольше – использовать мастерские, в которых еще есть запас фреона. Может быть, это и не экологично, но, безусловно, более дешевое решение.
Вот что вам следует сделать:
- даже зимой включайте кондиционер хотя бы раз в две недели. Не для охлаждения, конечно, а для смазки и смешивания веществ, циркулирующих в системе;
- используйте кондиционер умеренно, охлаждая воздух в салоне не более чем на 8–10 градусов Цельсия ниже, чем температура снаружи;
- если при включенном кондиционере вы слышите странные звуки, доносящиеся из-под капота, отправляйтесь в гараж. Чем дольше вы медлите, тем больше вы заплатите.
Этого делать не стоит:
- не позволяйте кондиционеру простаивать более двух недель;
- при использовании автомобиля в жаркую погоду не устанавливайте температуру в салоне на минимум – вы испытаете тепловой удар, когда выйдете из автомобиля. Так очень легко простудиться;
- если вы хотите сэкономить топливо, не используйте кондиционер на полную мощность при одновременно открытых окнах или люке в крыше.
Компоненты системы кондиционирования воздуха
Салонный фильтр — в зависимости от условий, в которых мы эксплуатируем наш автомобиль, мы должны заменять его каждые несколько месяцев или около того. Симптомами изношенного фильтра являются: плохая работа вентиляционных отверстий, неприятный запах, исходящий из вентиляционных отверстий, и испарение воздуха в салоне, если в автомобиле находится полный комплект пассажиров. При покупке нового салонного фильтра у нас часто есть выбор: мы можем купить обычный, противопылевой фильтр или угольный фильтр, который устраняет неприятные запахи извне. Если мы можем выбрать последний вариант, то стоит это сделать.
Компрессор — выходит из строя самопроизвольно или в результате „сухой” работы. Охлаждающая жидкость в системе A/C должна содержать масло для смазки компрессора. Если кондиционер долгое время не используется (например, зимой), жидкость и масло в системе расслаиваются. Это может привести к поломке компрессора, замена которого может стоить несколько тысяч злотых. Следует знать, что многие сервисные центры по обслуживанию кондиционеров/кондиционеров доливают хладагент, но не добавляют масло. В автомобилях, которые в течение многих лет не обращались к специалистам по кондиционерам, из-за отсутствия масла в системе компрессор может выйти из строя.
Хорошо ли он охлаждает? Не уверены, что кондиционер в вашем автомобиле работает на полную мощность? Вы можете проверить это самостоятельно. Вам понадобится мультиметр с щупом для измерения температуры.
Такое устройство можно приобрести всего за несколько десятков злотых. После вставки зонда в вентиляционное отверстие с кондиционером, установленным на максимальное охлаждение, температура, показываемая мультиметром, должна быть в пределах 7–12˚C. Для большинства автомобилей он не должен быть ни значительно ниже, ни выше. Если кондиционер не охлаждает воздух в достаточной степени, необходимо найти причину. Это может быть вызвано недостатком хладагента или, например, грязным радиатором.
Чистый радиатор — подобно тому как радиатор двигателя, загрязненный, например, сотнями засохших остатков насекомых зажатых между его ребрами, не обеспечивает должного охлаждения двигателя, грязный радиатор кондиционера также снижает эффективность всей системы.
Радиатор можно очистить – лучше всего с помощью мойки под давлением. Однако делать это нужно очень осторожно – слишком сильная струя воды может повредить его. Если автомобиль попал в аварию и есть риск, что радиатор кондиционера был задет или перемещен, важно проверить систему на станции техобслуживания. Вождение с негерметичным кондиционером чревато необратимыми повреждениями.
Грибки в вентиляции – ни одна компания по производству систем кондиционирования еще не решила эту проблему раз и навсегда: со временем в системе вентиляции развиваются грибки и микробы, вызывая гнилостный запах, исходящий из вентиляционных отверстий. Что еще хуже, это небезразлично для здоровья. Вы можете бороться с этим самостоятельно, используя время от времени препараты для обеззараживания системы. Некоторые менее, другие более сложны в использовании (они требуют, по крайней мере, умения определять, где система всасывает воздух).